Выбираем комплектующие для строп (часть 1)
Приобретая стропы в пользование мы должны быть уверены в качестве товара в целом и каждого его элемента в частности, поскольку как правило первыми выходят из строя именно концевые элементы, а не ветви стропа.
Процесс изготовления строп регламентируется рядом документов: ГОСТ 25573-82 «Стропы грузовые канатные для строительства», РД 10-33-93 (с изменениями № 1 РД 10-231-98) «Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации», РД 24-СЗК-01-01 «Стропы грузовые общего назначения на текстильной основе. Требования к устройству и безопасной эксплуатации», ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».
Для всех видов строп основными исполнениями являются кольцевое и петлевое. Строп в кольцевом исполнении является законченным изделием и не требует дополнительных элементов. Более интересным является петлевое исполнение строп, на основе которого изготавливаются одно- и многоветвевые стропы, а также специальные виды строп. Сам строп состоит из подвесного звена, непосредственно гибкого элемента (основа строп) — ветвь канатная, ветвь цепная, ленточный или круглопрядный строп, и захватного органа.
Звенья
В качестве подвесного элемента используются звенья, предназначенные для сборки ветвей в единое изделие и навеса стропа на крюк грузоподъемного механизма.
Звенья бывают следующих типов:
- Р — разъемное треугольное (исполнение Рт1, Рт2, Рт3, Рт4);
- Ров — разъемное овальное;
- Т — треугольное;
- О — овоидное;
- Ов — овальное (исполнение Ов1 и Ов2)
Для звеньев отечественного производства размерный ряд и требования к изготовлению и металлу указаны в ГОСТ 25573-82. Звенья изготавливаются методом гибки из круглой стали в холодном или горячем состоянии. После гибки концы звеньев свариваются контактной стыковой сваркой сопротивлением или оплавлением.
На практике наиболее часто используются овальные и треугольные разъемные звенья как более универсальные, а также высокопрочные звенья Т8Ов2, NOR, NRLI. Овальные звенья Ов1 и Ов2 используются для изготовления строп типа 1СК и 2СК, треугольные (лирообразные) звенья Рт1 и Рт3 предназначены для строп типа 2СК, 3СК и 4СК. Для более равномерного распределения нагрузки на звено, могут использоваться овальные звенья с дополнительными кольцами тип NRLI.
Отдельно необходимо выделить соединительное звено для цепных строп. Звено LL не является концевым элементом, оно необходимо для соединения цепи со звеньями типа Ов и Рт, крюками без вилочного сопряжения, а также концов цепи при изготовлении строп типа УСЦ. Звено имеет разборную конструкцию, что позволяет оперативно заменить концевой элемент цепного стропа при необходимости.
Оснастка для канатных строп
При изготовлении канатных строп и формировании петли, в отличии от других видов строп, требуются дополнительные элементы – коуши, втулки или зажимы.
Коуш представляет собой изделие каплевидной формы с желобом на наружной стороне, изготавливается согласно ГОСТ 2224-93 и европейским стандартам DIN EN. Коуши используются для предотвращения преждевременного истирания каната и изломов при формировании петли.
Канатные стропы изготавливаются из отрезка каната, с заделкой концов методом заплетки или опрессовки втулкой. Заготовка втулки имеет овальное сечение и изготавливается из алюминиевых сплавов марок АД0, АД1, АД31, АМЦ по ГОСТ 4784-74 или из стали марки Сталь 20 по ГОСТ 1050-74. Втулку надевают на ветвь каната, образующего петлю так, чтобы конец ветви выходил из втулки после опрессовки не менее чем на 2 мм. Заготовку укладывают в матрицу гидропресса, где происходит опрессовка до получения круглого сечения.
Кроме методов заплетки и опрессовки, возможно сформировать петлю с помощью канатных зажимов. Зажимы изготавливаются согласно DIN 741 и DIN 1142 (EN13411-5) и позволяют соединить два отрезка каната или сформировать петлю с применением ручного инструмента. Размер зажима подбирается по диаметру используемого каната. Необходимое количество канатных зажимов определяется расчетом, но должно быть не менее трех, шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната от последнего зажима должны быть не менее шести диаметров каната.